> Clock Strikes Thirteen. Биография и рецензия
на "Ever Decreasing Circles"
Субботний
вечер августа 1998 года. Звенит звонок - время выступления Clock Strikes
Thirteen, группы из Филадельфии, исполняющей завораживающую и мечтательную
поп-музыку, вроде той, что в свое время принесла всемирную известность
манчестерским парням из Stone Roses. Сегодня коллектив представит публике
нового клавишника. Лидер группы, Бен Ким, уверен, что
всё будет ОК. Вообще-то, принимать в свои ряды нового участника для CST
не впервой. На заре туманной юности Clock Strikes Thirteen, как и многим
начинающим командам, не удалось избежать «текучки» кадров. Собственно,
из оригинального состава - Benjamin Xavier Kim, Meg
Baird, David l. Brown и Graham Gormley
– в группе остался лишь ее отец-основатель Бен, вокалист и гитарист, который,
кстати, помимо музыкальных дарований обладает еще и талантом web-дизайнера.
Нынче рядом с ним Cara De La Cruz, Angela DiFabio,
David Bohl, Steven Heise и Sam
Weng.
Ребята только что вернулись
из Чикаго, где отыграли концерт, который посетил представитель одного
из известных инди-лейблов. Ким осторожничает с прогнозами, но надеется,
что этот «экзамен» они выдержали. У них в активе уже есть два сингла –
«Six Foot Drop» 1997 года и «I Blinked My Eyes and You Were Gone» 1998-го,
которые звукозаписывающая компания Drive-In Records охарактеризовала как
мечтательный инди-поп. И теперь им очень хочется записать наконец настоящий
диск. Как покажет время, ждать Бену и компании осталось не так уж долго…
В 1999 году у группы выходит дебютный EP «When We Were Together», который
критики из Northern Soul и Orchids называют достаточно успешной работой.
А год спустя – в 2000-м - все на той же студии Drive-In ребята выпускают
свой первый полноценный альбом «Ever Decreasing Circles», куда вошли и
перепетые ранние синглы группы.
На первый взгляд, CST - команда почти классического состава: мужской и
женским вокал, ритм и бас-гитары, клавишные (орган и пианино) и ударные.
Но на самом деле звучание коллектива гораздо более богато - музыканты
используют и французские духовые инструменты, и электрические скрипки.
Благодаря тому, что Clock Strikes Thirteen умело компилируют многочисленные
приёмы поп-музыки, их сравнивают с Velvet Underground,
Byrds, Galaxie 500, Bedhead,
Felt, Mamas and the Papas, Beach
Boys и Spiritualized… Приглушённые электронные
инструменты, переливы французских духовых и равномерное звучание гитар,
басов и ударных роднят CST и с Stephin Merritt. И это
далеко не полный список сравнений. В их музыке больше ролла, чем рока,
она хороша для ночных поездок на автомобиле, в ней есть и приятная расслабленность,
и светлая грусть, но вместе с тем она может поднять настроение.
Однако композиции с «Ever Decreasing Circles», в отличие от пусть и меланхоличных,
но все же несколько легковесных ранних музыкальных опытов группы, более
мрачны и серьезны. Как оказалось, Ким вообще любитель песен подобного
рода. Как-то он признался, что за всю свою жизнь еще не слышал ни одной
грустной баллады, которая бы ему не понравилась. «Ever Decreasing Circles»
- это истории о холодных днях и долгих ночах, ранящей любви, унынии и
одиночестве. Печальная музыка, в которой затаилась потусторонняя красота,
словно проводит невидимую черту между жизнью и смертью.
Безусловно, лучшие треки диска – «Living Easy» и «One Cold Day». А «I
Blinked My Eyes And You Were Gone» – на первый взгляд ничем не примечательная
песенка в стиле поп с традиционным гитарным звучанием и клавишами – при
повторном прослушивании оказывается настоящим шедевром. «Night Must Fall»
очень мелодична и легка, но вот ее текст большинство слушателей может
счесть излишне депрессивным: "Каждая частичка моего счастья уходит
от меня к тебе, и с этим я не в силах совладать". Обнадёживает?..
«When We Were Together» своими гитарными партиями, причудливым образом
искривляя временной коридор, переносит вас одновременно в начало девяностых
и конец шестидесятых.
Возможно, первая часть
альбома несколько монотонна, но вторая полностью компенсирует этот недостаток
разнообразием ритмических оттенков. Особенно же эффектен открытый финал
диска. В последней строчке последнего трека «The Last Sad Song» поется:
«Но если бы ты хотела видеть меня так сильно, как я о том мечтаю, это
была бы последняя грустная песня в моей жизни». Эта вещь, в которой переплелись
тайная надежда и фантазия о двойном самоубийстве, совершенно завораживает
своей двусмысленностью и недосказанностью.
И все же, несмотря на не слишком оптимистические настроения, альбом не
оставляет гнетущего впечатления. Напротив, ощущение от этой музыки сродни
действию успокаивающего наркотика, только без вреда для здоровья. Включив
диск, можно расслабиться в кресле и, потягивая спиртное, смотреть на проплывающие
мимо облака. Сначала твой мозг окутает нежное инструментальное марево,
резковатые звуки гитар и неземные партии органа, мужской и женский голоса…
Потом ты незаметно для себя начнешь им подпевать и поймешь, что, несмотря
всю чехарду, которая творится вокруг, с этим миром пока ещё все в порядке…